Вот племя, которое без ничего и зачастую почти из ничего создавало что-то, и чаще всего очень даже полезное и достойное.
Для них не было ничего невозможного. Шабашники в девяностых вместе со мной восстанавливали с нуля сгоревший цех, так что изучил эту братию в то время от и до.
– Фёдор, у вас какой инструмент есть? – начал я свой, как теперь принято выражаться, «проект», а говоря проще, осуществление задумки – восстановить сгоревший цех и начать самим зарабатывать переставшие поступать от государства денежки. У меня после пожара не было ничего, даже дома, в лесничестве тоже было шаром покати.
– А что сделать нужно? Фундамент под пилораму? Ну, завтра же и начнём! – бодро ответил Фёдор.
Вчера он был ещё в единственном лице, бригадир без бригады, а утром у него уже была небольшая команда, которая обегала окружающее население и явилась на работу с инструментом. Мне было дико видеть топоры и молотки, сваливающиеся с ручек, полутупые пилы, местами повреждённые лопаты, но работу мы действительно начали прямо с утра. Из этого я вынес следующую мысль:
– Начинать нужно не с того, чтобы закупить инструмент, а делать тем, что есть, что в наличие сейчас, что уже под рукой. Иначе, даже если вы скупите весь «говорящий» ассортимент какого-нибудь интернет магазина для слепых, делать вы им всё равно ничего не будете. Покажу это на родственном примере.
Знаете, бывают, например, такие рыбаки, которые долго закупают разнообразные снасти, выбирают самые лучшие, подбирают чуть ли не по цвету одежду, рыболовный ящик и все остальные приспособления. А рыбы, как вы думаете, много подобные «профессионалы» приносят? Знаю одного такого, даже кошка на величину улова обижается!
И есть другие рыбаки, иной так сказать породы. Уходят они на рыбалку одетые в расползающееся тряпьё, удочку вырезают прямо у реки, привязывают к ней даже и не сразу понятно что. Но эти мужички на рыбалке каждый день, каждый день с уловом, имея при минимуме затрат максимум результата. Так что начинать нужно прямо сейчас, а уж потом набирать, покупать, изготавливать недостающее.
Главный вопрос для себя нужно решить:
– Что я хочу сделать?
А уже исходя из этого, оглянуться вокруг и найти, из чего, чем и как.
До всего, до любого знания каждый может дойти сам. Главное, чтобы то, что делаешь, было интересно самому, или очень нужно было освоить.
Это раньше нужно было годы в подмастерьях ходить, понемногу перенимая секреты наставника. А сейчас столько разной литературы, столько источников информации, что остаётся только брать и начинать делать!
А знаете, какое это удовольствие – мастерить своими руками!
Помню, как в детстве кораблики в лужах пускали, с парусом, изготовленные самостоятельно. Вот вы сейчас, прямо сейчас кораблик ребёнку сделаете? Пусть такой, какой в детстве делали, когда ещё нож в руке вихлялся, то не строгал, а то лишнее скалывал?
Кстати, нож то у вас хотя бы есть? Настоящий мужской нож? Какой должен быть нож? Уж не столовый, это точно. Нож нужен именно для работы.
У меня под рукой всегда два складных ножика, купленных ещё в те времена, когда отвечали за качество. Но даже тогда за складными ножами я заходил в охотничий магазин. Тогда там продавались простенькие ножи без охотничьего билета. Один из имеющихся ножичков из такого магазина.
Этот ножик использую только для тонких работ, у него заточка как у скальпеля, то есть толстый обушок и вогнутые с обеих сторон щёчки, с совсем тонким режущим лезвием. Режу им только то, что требует заточенного инструмента. Ещё у этого ножика удлинённый слегка загнутый к верху кончик, которым при необходимости можно маленький болтик открутить или вместо шила использовать. Но это так, на крайний случай, а описываю, чтобы была понятна его форма. Длина лезвия чуть более четырёх пальцев, то есть, обхватив четырьмя пальцами режущую часть, из кулака выглядывает кончик лезвия. В общем, обычный такой складной ножик.
Второй ножик с капроновой ручкой, с лезвием такой же длинны, но лезвие толще и заточка у него почти как у колуна, то есть от обушка до половины одной толщины, а ниже плавно заостряется. Этот носил всегда с собой, и где и как только он меня не выручал! Открывал банки, срывал с пивных и лимонадных бутылок пробки, резал всё подряд, даже перерубал мягкую проволоку.
Благодаря капроновой ручке он не протирал карманы, а чтобы в компании его не заиграли, привязывал к нему ключи. Ножик сам по себе могли не вернуть, но ключи для любого – дело святое, потому ножик, погуляв по общему столу, возвращался всегда .
Ножом для тонких работ можно выстругать любой кораблик, если вы не забыли, почему я заговорил о ножах.
Нож для грубой работы можно применить, если требуется, например, расколоть ту же дощечку, вот строгать им мало что получится, заточка у него не та. При этом оба ножа должны быть острыми, без намёка на зазубрины.
Вообще, начав что-то делать своими руками, постепенно придётся обзавестись качественным инструментом, но, повторюсь, начинать нужно работать тем, что есть!