Другие режимы навигации в NVDA

Эти режимы пригодятся, если с документом на экране не удаётся работать обычным способом, то есть в режиме Обзора.

Содержание

Другие режимы навигации по экрану

Вот как о них написал Никита Цейковец:

На данный момент в NVDA есть три режима просмотра:

  1. Объект — в этом режиме просмотровому курсору доступен текст только с текущего объекта навигатора. Режим используется по умолчанию;
  2. Документ — в этом режиме просмотровому курсору доступен текст всего документа с режимом обзора (если таковой имеется);
  3. Экран — в этом режиме просмотровому курсору доступен весь текст текущего окна приложения.

От себя добавлю, что в режиме экран чтец будет просто «скользить» по окну, как будто бы мы водим указателем физической мышки по экрану. Все открытые окна и их отдельные объекты в момент перемещения перестают быть отдельными элементами. В этом режиме можно попасть в любую точку экрана.

Виды курсоров

При работе глазами должен быть виден курсор мышки, принимающий разную форму, которая подсказывает, что можно сделать с тем элементом, на котором мы остановились:

  • Форму стрелки, если можно выполнить только обычные действия, то есть выделить файл, заголовок окна и тому подобное;
  • нажать и перейти по ссылке, если курсор принял форму руки с указательным пальцем;
  • ввести текст, если курсор принял форму вертикальной черты, и так далее.

При этих перемещениях курсора мышкой выделенный значок на экране так и останется выделенным, если мы ничего не нажали в другом месте, а курсор, мигающий в окне редактора, так и остаётся на своём прежнем месте. Это остаётся неподвижным фокус самой системы, хотя мы двигаем мышкой, точнее, перемещаем фокус мышки, не трогая системного фокуса.

Kvark уточнил:

Системный фокус/курсор /— понятие, определяющее возможность конкретного элемента/объекта графического интерфейса пользователя получать клавиатурный ввод (не зависит от используемого скринридера);

Системная каретка/текстовый курсор — понятие графического интерфейса, определяющее точку в текстовом элементе управления, указывающую место вставки или границы выделения желаемого набора символов (не зависит от используемого скринридера);

Указатель/курсор мыши — точка на экране устройства (обычно в форме стрелки), своим расположением указывающая на элементы управления графического интерфейса или на их области (не зависит от используемого скринридера);

Объектный навигатор или курсор навигатора — это уже понятие самой NVDA, определяющее конкретный элемент графического интерфейса пользователя и, как следствие, дающее возможность взаимодействия с этим элементом/объектом, например его активацию, чтение имени, состояния и т.д. (при выгруженной NVDA данное понятие не существует);

Просмотровый курсор — также является понятием самой NVDA определяющим конкретную точку в неком тексте и предоставляющим пользователю удобный способ навигации по этому тексту. Сам текст для просмотрового курсора зависит от выбранного режима просмотра (объект, документ или экран) (при выгруженной NVDA данное понятие не существует);

С определённой долей условности навигатор и просмотровый курсор в NVDA можно считать аналогами системного фокуса и каретки в Windows, из-за схожести их функционала.

Старая концепция плоского просмотра (flat review) с версии NVDA 2013.2 была заменена на режимы просмотра (review modes). Режимы просмотра определяют, какой текст будет читаться просмотровым курсором.

Режим навигации по объектам

Раздел 5.4. Руководства пользователя.

Сначала процитирую написанное из скачанного в интернете:

Некоторые объекты, такие как строка меню, могут состоять из множества других. Говоря технически, строку меню можно назвать родительским объектом, а пункты меню в нем (такие как Файл, Правка и т. д. ) — дочерними объектами.

К объектам, которые находятся на одном уровне иерархии, можно обращаться как к следующему и предыдущему.

Вернемся к примеру со строкой меню. Объект строка меню является родителем для объектов Файл , Правка , Вид .

Но, в свою очередь, объект Файл есть родитель для множества элементов: открыть , сохранить , создать и т. д. Эти подпункты меню можно назвать дочерними для объекта Файл.

А теперь попробую то же самое изложить своими словами.

Допустим, находясь на Рабочем столе, мы запустили сразу три программы: редактор, браузер и проигрыватель, – и расположили их окна рядом.

Это как бы мамы: окно редактора, окно браузера и окно проигрывателя.

В каждом окне есть строка меню, строка состояния и другие элементы окна, в зависимости от вида программы. Это как бы дочки родительского окна.

На одном уровне мы можем перемещаться от объекта к объекту, от дочки к дочке, но только под одним родителем, под одной мамой.

А у каждой дочки есть свои элементы, к которым можно перейти уже от них. Это как бы внучки по отношению к родительскому окну программы.

Спустившись на уровень внучек, можно будет перемещаться уже между ними.

У внучек тоже могут быть связанные с ними объекты, и так далее, и тому подобное.

Не задумались, почему есть возможность перемещаться от мамки к мамке? А такая возможность есть потому, что они тоже в данном случае дочерние объекты своего главного родителя — Рабочего стола.

Переходы между объектами различных уровней

Представим, что содержимое одного из этих окон нам недоступно, например, исследуем недоступный браузер, а нужно сохранить открытую в нём страницу.

Чтобы перейти глубже, от дочки к внучке, то есть от меню Файл к подменю Сохранить как, мы должны:

  • Найти на Рабочем столе окно браузера;
  • перейти к дочернему объекту этого окна, к то есть строке меню;
  • перейти по строке меню к её дочернему объекту, меню Файл;
  • от объекта файл перейти к его дочернему объекту, Сохранить как.

Это называется «Объектная навигация».

Что такое объектная навигация?

Вот ещё одна цитата:

Объектная навигация — это основной способ перемещения по окнам или, другими словами, исследования, если говорить о работе с NVDA. Она дает возможность пользователю найти нужный ему объект, не перемещая фокуса, или получить доступ к объекту, на котором нельзя установить курсор с помощью клавиш перемещения курсора.

Вы можете двигаться от родительского объекта к дочернему и наоборот, а также к предыдущему/следующему объекту одного уровня.

Полезные возможности объектной навигации в NVDA

Ниже приведены полезные особенности объектной навигации, реализованые в NVDA.

  • Когда вы используете объектную навигацию, фокус не изменяется вслед за навигатором, что может быть полезно при просмотре открытого документа и одновременной работе в другом приложении. NVDA дает возможность осуществить это без переключения между окнами;
  • Вы можете активировать объект при помощи NVDA+ввод на цифровом блоке, даже если фокус находится в другом месте;
  • Вы можете узнать размеры и размещение объекта на экране при помощи NVDA+shift+5 на цифровом блоке;

Какие недостатки у объектной навигации?

При помощи этого метода можно получить доступ к названию и состояниям конкретных объектов только, если они были правильно установлены.

К примеру, названия некоторых пунктов меню могут быть недоступны, так как программист не установил для них корректного имени.

Для того, чтобы получить доступ к таким неправильным объектам, нужно использовать видеоперехват, а этой функции в NVDA пока нет, но есть в Jaws. Так что для некоторых случаев неплохо иметь второй чтец экрана, пусть даже в демо-режиме.

От себя добавлю, что за 40 минут вполне можно успеть решить возникшие проблемы, с которыми не справился NVDA.

Клавиатурные команды для объектной навигации

Навигация по объектам производится с помощью клавиш дополнительного цифрового блока, что расположен справа, от основной клаиатуры. Если такого блока нет, то управление также возможно, просто клавиши будут другие, но для ясности восприятия мы сегодня их не обсуждаем. Если вам нужно работать с ноутбуком, то присоедините к нему стандартную клавиатуру или изучите сами в справочных материалах NVDA нужные команды, вводимые без цифрового блока.

Ещё один момент. В справочных документах NVDA клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре указываются вот так: +numpad5. Для непривычного русского уха это лишний напряг, потому будем их обозначать вот так: серая 5.

В качестве основной клавиши управления я указал Insert, но это если клавиши команд нажимать одной рукой. Если CapsLock включена как клавиша-модификатор, то можно команды давать двумя руками, что конечно же удобнее.

Итак, поехали:

  • Читать текущий объект, серая 5.
    Читает текущий объект навигатора. Двойное нажатие произносит эту информацию посимвольно, а тройное нажатие копирует имя и значение объекта в буфер обмена, Если же объектом является слово в тексте, именно в режиме обзора, то при тройном нажатии не копирует, а прочитывает слово фонетически;
  • Перейти на родительский объект, Insert +серая 8.
    Если вы находитесь на каком-то уровне, то это движение вверх, то есть переход на один уровень вверх, от дочки к мамке;
  • Перейти на первый дочерний объект, Insert +серая 2.
    А это движение на уровень вниз, отмамки к дочке, или дочки к внучке;
  • Перейти на предыдущий объект, Insert +серая 4.
    Переход по объектам одного уровня, то есть перейти на дочку слева;
  • Перейти на следующий объект, Insert +серая 6.
    Перейти к следующей дочке;
  • Перейти на объект в фокусе, Insert +Серый Минус.
    Устанавливает навигатор на объект в системном фокусе и просмотровый курсор в позицию системной каретки в этом объекте, если это возможно;
  • Активировать текущий объект навигатора, Insert +серый Enter.
    Когда перешли на объект, например на кнопку и нужно её нажать, то есть активировать;
  • Переместить системный фокус или каретку в текущую позицию просмотрового курсора, Insert +Shift +серый Минус.
    Одиночное нажатие перемещает системный фокус на текущий объект навигатора, двойное нажатие перемещает системную каретку в позицию просмотрового курсора;
  • Читать расположение просмотрового курсора, Insert +серый Delete.
    Читает информацию о положении текста или объекта под просмотровым курсором. Например, сюда может включаться информация о положении курсора в документе в процентном соотношении, растояние от края страницы или же точное положение курсора на экране. Двойное нажатие может сообщить более детальную информацию;

Просмотр текста

Раздел 5.5. Руководства пользователя.

NVDA позволяет вам читать содержимое экрана, текущий документ или текущий объект посимвольно, по словам и по строкам. Это в основном полезно в местах (включая консоли Windows), где нет системной каретки. Например, для просмотра большого информационного сообщения в диалоговом окне вы, скорее всего, воспользуетесь этим способом.

При перемещении просмотрового курсора системная каретка остается на месте, так что вы можете просматривать текст, не теряя места редактирования. Однако, по умолчанию при перемещении системной каретки просмотровый курсор следует за ней. Это поведение можно включать и отключать.

Чтение по строкам

  • Перейти к первой строке в режиме текстового просмотра, Shift +серая 7.
    Перемещает просмотровый курсор на первую строку текста и читает её;
  • Перейти к предыдущей строке в режиме текстового просмотра, серая 7.
    Перемещает просмотровый курсор на предыдущую строку текста и читает её;
  • Читать текущую строку в режиме текстового просмотра, серая 8.
    Читает строку текста под просмотровым курсором. Двойное нажатие произносит её по символам. Тройное нажатие читает фонетическое описание символов;
  • Перейти к следующей строке в режиме текстового просмотра, +серая 9.
    Перемещает просмотровый курсор на следующую строку текста и читает её;
  • Перейти к последней строке в режиме текстового просмотра, Shift +серая 9.
    Перемещает просмотровый курсор на последнюю строку текста и читает её;

Чтение по словам

  • Перейти к предыдущему слову в режиме текстового просмотра, серая 4.
    Перемещает просмотровый курсор на предыдущее слово в тексте и читает его;
  • Читать текущее слово в режиме текстового просмотра,серая 5.
    Читает слово под просмотровым курсором в тексте. Двойное нажатие произносит его по символам. Тройное нажатие читает фонетическое описание символов;
  • Перейти к следующему слову в режиме текстового просмотрасерая 6;
  • Перейти к началу строки в режиме текстового просмотра,Shift +серая 1;
  • Перейти к концу строки в режиме текстового просмотра,Shift +серая 3;

Чтение по символам

  • Перейти к предыдущему символу в режиме текстового просмотра, серая 1;
  • Читать текущий символ в режиме текстового просмотра,2.
    Читает символ под просмотровым курсором в текущей строке текста. Двойное нажатие читает фонетическое описание символа. Тройное нажатие читает десятичное и шестнадцатиричное значение символа;
  • Перейти к следующему символу в режиме текстового просмотра, серая 3.

Общие команды работы с текстом

  • Читать всё в режиме текстового просмотра,серый плюс.
    Читает от просмотрового курсора до конца текста, с перемещением просмотрового курсора по тексту;
  • Читать форматирование текста, Insert +F.
    Читает форматирование текста в текущей позиции просмотрового курсора. Двойное нажатие представляет эту информацию в режиме обзора;
  • Выделить, затем копировать от позиции просмотрового курсора, Insert +F9.
    Проще говоря, отметить начало фрагмента;
  • Выделить, затем копировать до позиции просмотрового курсора,Insert +F10.
    Если нажато один раз, выделяет текст от начала фрагмента, вплоть до текущей позиции просмотрового курсора. Если нажато дважды, копирует его в буфер обмена;

Находясь на уровне Рабочего стола можно передвигаться в режиме объектной навигации, как это описано выше, а можно переключить режим и перемещаться в режиме экранной навигации.

Режим Экран

Раздел 5.6.3. Руководства пользователя.

В режиме «Просмотр экрана» вы можете просматривать текст на экране таким образом, как он визуально отображается в пределах текущего приложения. Это подобно тому, как просматривается экран или напоминает функциональность указателя мыши во многих других программах экранного доступа для Windows.

При переключении на режим «Просмотр экрана» просмотровый курсор располагается в позиции на экране текущего объекта навигатора. При навигации по экрану командами просмотра объект навигатора автоматически обновляется, получая информацию о позиции просмотрового курсора на экране.

Обратите внимание, что в некоторых новых приложениях, NVDA не увидит части или всего текста, отображаемого на экране, в виду того, что используются более новые технологии прорисовки экрана, которые на данный момент не поддерживаются NVDA.

Переключение между режимами навигации

Если в режиме Обзора документа переключение между режимами Экран и Объект происходит автоматически, то для окон приложений с ограниченной доступностью это приходится делать вручную.

  • Переключиться на следующий режим просмотра, Insert +серая 7.
    Переключается на следующий доступный режим просмотра?, между режимами Экран и Объект;
  • Переключиться на предыдущий режим просмотра? Insert +серая 1.
    Переключается на предыдущий доступный режим просмотра;

Навигация с помощью мыши

Когда вы перемещаете мышь, NVDA по умолчанию читает текст расположенный непосредственно под указателем мыши. Там где это поддерживается, NVDA читает близлежащий абзац, хотя есть элементы управления, текстовое содержимое которых возможно прочитать только по строкам.

NVDA также может быть настроена таким образом, чтобы она называла тип объекта под указателем мыши (например список, кнопка и т.д.). Это может быть полезно для тотально незрячих пользователей, когда для полной информации получить просто текст недостаточно.

При помощи звуковых сигналов NVDA помагает пользователю определить координаты указателя мыши относительно размеров экрана. Чем выше расположен указатель мыши на экране, тем выше частота сигнала. Чем левее или правее расположен указатель мыши на экране, тем левее или правее будет звучать в панораме сигнал (предполагается, что у пользователя стереоколонки или наушники).

По умолчанию такая дополнительная возможность мыши в NVDA отключена. Если вы хотите воспользоваться этой возможностью, вы можете настроить её в категории настроек мыши, в диалоге настроек NVDA. Этот диалог вызывается из подменю «Параметры» главного меню NVDA.

В NVDA доступны следующие клавиатурные команды для работы с мышью, хотя для перемещения указателя мыши используется физическая мышь или трэкпад (или тач пад — площадка, по которой ведут пальцем для управления мышью):

  • Выполнить щелчок левой кнопкой мыши, серая косая черта.
    Выполняет одиночный щелчок левой кнопкой мыши. Чтобы выполнить двойной щелчок нажмите эту кнопку дважды быстро;
  • Зажать или отпустить левую кнопку мыши, Shift +серая косая черта.
    Зажимает левую кнопку мыши. Нажмите ещё раз, чтобы отпустить эту кнопку. Для перетаскивания мышью зажмите левую кнопку мыши, а затем перемещайте мышь либо физически, либо используйте другие команды для ее перемещения;
  • Выполнить щелчок правой кнопкой мыши, серая звёздочка.
    Выполняет одиночный щелчок правой кнопкой мыши;
  • Зажать или отпустить правую кнопку мыши, Shift +серая звёздочка.
    Зажимает правую кнопку мыши. Нажмите ещё раз, чтобы отпустить эту кнопку. Для перетаскивания мышью зажмите правую кнопку мыши, а затем перемещайте мышь либо физически, либо используйте другие команды для ее перемещения;
  • Переместить мышь к текущему объекту навигатора, Insert +серая косая черта.
    Перемещает указатель мыши в позицию текущего объекта навигатора и просмотрового курсора;
  • Переместить навигатор на объект под указателем мыши, Insert +серая звёздочка.
    Устанавливает навигатор на объект под указателем мыши и читает его;

РАспознование экрана, окна или объекта

Если окно или отдельный элемент имеет текст, но этот текст не прочитывается чтецом, можно попытаться распознать встроенным в Windows средством.

Чтобы распознать с помощью Windows 10 OCR, нажимайте NVDA+r.

РАспознанный текст можно не только прочитать, но и скопировать.

О настройке параметров распознавания прочитайте в разделе Руководства пользователя 9.1.

Если у окна совсем нет читаемого заголовка

Бывает такая ситуация, но кое-что всё же об этом окне можно узнать.

когда фокус NVDA будет как раз на этом неизвестном окне, нажать INSERT+CONTROL+F1 и узнать имя файла процесса окна, а это уже даёт зацепку, в какую сторону копать, можно выяснять, какое приложение запустило это окно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.