Другие режимы навигации в NVDA

Эти режимы пригодятся, если с документом на экране не удаётся работать обычным способом, то есть в режиме Обзора или документа.

Содержание

Другие режимы навигации по экрану

Вот как о них написал Никита Цейковец:

На данный момент в NVDA есть три режима просмотра:

  1. Объект — в этом режиме просмотровому курсору доступен текст только с текущего объекта навигатора. Режим используется по умолчанию;
  2. Документ — в этом режиме просмотровому курсору доступен текст всего документа с режимом обзора (если таковой имеется);
  3. Экран — в этом режиме просмотровому курсору доступен весь текст текущего окна приложения.

От себя добавлю, что в режиме экран чтец будет просто «скользить» по окну, как будто бы мы водим указателем физической мышки по экрану. Все открытые окна и их отдельные объекты в момент перемещения перестают быть отдельными элементами. В этом режиме можно попасть в любую точку экрана, содержащую читаемый текст.

Виды курсоров

Глазастикам проще: при работе глазами виден курсор мышки, принимающий разную форму, которая подсказывает, что можно сделать с тем элементом, на котором мы остановились:

  • Форму стрелки, если можно выполнить только обычные действия, то есть выделить файл, заголовок окна и тому подобное;
  • нажать и перейти по ссылке, если курсор принял форму руки с указательным пальцем;
  • ввести текст, если курсор принял форму вертикальной черты, и так далее.

При этих перемещениях курсора мышкой выделенный значок на экране так и останется выделенным, если мы ничего не нажали в другом месте, а курсор, мигающий в окне редактора, так и остаётся на своём прежнем месте. Это остаётся неподвижным фокус самой системы, хотя мы двигаем мышкой, точнее, перемещаем фокус мышки, не трогая системного фокуса. Стоит нажать левую кнопку мыши, системный фокус тут же переместится в это место, выделив объект, например кнопку, или примет форму вертикальной черты, если текст в этом сесте может быть отредактирован.

Kvark уточнил:

Системный фокус/курсор /— понятие, определяющее возможность конкретного элемента/объекта графического интерфейса пользователя получать клавиатурный ввод (не зависит от используемого скринридера);

Системная каретка/текстовый курсор — понятие графического интерфейса, определяющее точку в текстовом элементе управления, указывающую место вставки или границы выделения желаемого набора символов (не зависит от используемого скринридера);

Указатель/курсор мыши — точка на экране устройства (обычно в форме стрелки), своим расположением указывающая на элементы управления графического интерфейса или на их области (не зависит от используемого скринридера);

Объектный навигатор или курсор навигатора — это уже понятие самой NVDA, определяющее конкретный элемент графического интерфейса пользователя и, как следствие, дающее возможность взаимодействия с этим элементом/объектом, например его активацию, чтение имени, состояния и т.д. (при выгруженной NVDA данное понятие не существует);

Просмотровый курсор — также является понятием самой NVDA, определяющим конкретную точку в неком тексте и предоставляющим пользователю удобный способ навигации по этому тексту. Сам текст для просмотрового курсора зависит от выбранного режима просмотра (объект, документ или экран) (при выгруженной NVDA данное понятие не существует);

С определённой долей условности навигатор и просмотровый курсор в NVDA можно считать аналогами системного фокуса и каретки в Windows, из-за схожести их функционала.

Старая концепция плоского просмотра (flat review) с версии NVDA 2013.2 была заменена на режимы просмотра (review modes). Режимы просмотра определяют, какой текст будет читаться просмотровым курсором.

Просмотровый курсор

НАчнём изучение особых курсоров NVDA именно с этого, им можно воспользоваться в любое время, даже если проблем с доступностью не возникает.

Например, в режиме редактирования документа, клавишами на дополнительной цыфровой клавиатуре можно перемещаться по тексту, а системная каретка при этом будет оставаться на месте. Озвучивать всё будет просмотровый курсор.

Ещё один момент. В справочных документах NVDA клавиши на дополнительной цифровой клавиатуре указываются вот так: +numpad5. Для непривычного русского уха это лишний напряг, потому будем их обозначать вот так: серая 5.

Для наглядности откройте любой текстовый документ, встаньте где-нибудь посреди текста, который, допустим, решили отредактировать.

Затем клавишами серая7 можете перемещаться и читать строки выше, а клавишей серая9 читать строки ниже. При этом каждый раз курсор будет устанавливаться в начале строки.

По словам в нужной строке перемещаемся клавишей серая 4 и серая5.

По символам соответственно клавишами серая1 и серая3.

Далее более подробно рассмотрим использование в окнах, которые не читаются совсем или читаются частично, как просмотрового курсора, так и объектного навигатора, что позволит во многих случаях добраться до нужной информации.

Переключение между режимами навигации

Если в режиме Обзора документа переключение между режимами Экран и Объект происходит автоматически, то для окон приложений с ограниченной доступностью это приходится делать вручную.

  • Переключиться на следующий режим просмотра, Insert +серая 7.
    Переключается на следующий доступный режим просмотра?, между режимами Экран и Объект;
  • Переключиться на предыдущий режим просмотра? Insert +серая 1.
    Переключается на предыдущий доступный режим просмотра;

Режим Экран

Раздел 5.6.3. Руководства пользователя.

В режиме «Просмотр экрана» вы можете просматривать текст на экране таким образом, как он визуально отображается в пределах текущего приложения. Это подобно тому, как просматривается экран или напоминает функциональность указателя мыши во многих других программах экранного доступа для Windows.

То есть, если включить в настройках Отслеживание мыши и водить указателем мыши по экрану, то будет озвучиваться доступный текст, который находится под курсором в данный момент. Слабовидящим это поможет, но полностью незрячим, не видящим, в какой части экрана находится курсор, поьзы от курсора мыши будет ничтожно мало. Тут нас выручает просмотровый курсор, составная часть NVDA.

При переключении на режим «Просмотр экрана» просмотровый курсор располагается в позиции на экране текущего объекта навигатора. При навигации по экрану командами просмотра объект навигатора автоматически обновляется, получая информацию о позиции просмотрового курсора на экране. То есть после каждого перемещения фокуса NVDA озвучивает всё, что находится в фокусе.

Обратите внимание, что в некоторых новых приложениях, NVDA не увидит части или всего текста, отображаемого на экране, в виду того, что используются более новые технологии прорисовки экрана, которые на данный момент не поддерживаются NVDA.

Просмотр текста

Раздел 5.5. Руководства пользователя.

NVDA позволяет вам читать содержимое экрана, текущий документ или текущий объект посимвольно, по словам и по строкам. Это в основном полезно в местах (включая консоли Windows), где нет системной каретки. Например, для просмотра большого информационного сообщения в диалоговом окне вы, скорее всего, воспользуетесь этим способом.

При перемещении просмотрового курсора системная каретка остается на месте, так что вы можете просматривать текст, не теряя места редактирования. Однако, по умолчанию при перемещении системной каретки просмотровый курсор следует за ней. Это поведение можно включать и отключать.

Чтение по строкам

  • Перейти к первой строке в режиме текстового просмотра, Shift +серая 7.
    Перемещает просмотровый курсор на первую строку текста и читает её;
  • Перейти к предыдущей строке в режиме текстового просмотра, серая 7.
    Перемещает просмотровый курсор на предыдущую строку текста и читает её;
  • Читать текущую строку в режиме текстового просмотра, серая 8.
    Читает строку текста под просмотровым курсором. Двойное нажатие произносит её по символам. Тройное нажатие читает фонетическое описание символов;
  • Перейти к следующей строке в режиме текстового просмотра, +серая 9.
    Перемещает просмотровый курсор на следующую строку текста и читает её;
  • Перейти к последней строке в режиме текстового просмотра, Shift +серая 9.
    Перемещает просмотровый курсор на последнюю строку текста и читает её;

Чтение по словам

  • Перейти к предыдущему слову в режиме текстового просмотра, серая 4.
    Перемещает просмотровый курсор на предыдущее слово в тексте и читает его;
  • Читать текущее слово в режиме текстового просмотра, серая 5.
    Читает слово под просмотровым курсором в тексте. Двойное нажатие произносит его по символам. Тройное нажатие читает фонетическое описание символов;
  • Перейти к следующему слову в режиме текстового просмотра, серая 6;
  • Перейти к началу строки в режиме текстового просмотра, Shift +серая 1;
  • Перейти к концу строки в режиме текстового просмотра, Shift +серая 3;

Чтение по символам

  • Перейти к предыдущему символу в режиме текстового просмотра, серая 1;
  • Читать текущий символ в режиме текстового просмотра, серая 2.
    Читает символ под просмотровым курсором в текущей строке текста. Двойное нажатие читает фонетическое описание символа. Тройное нажатие читает десятичное и шестнадцатиричное значение символа;
  • Перейти к следующему символу в режиме текстового просмотра, серая 3.

Общие команды работы с текстом

  • Читать всё в режиме текстового просмотра, серый плюс.
    Читает от просмотрового курсора до конца текста, с перемещением просмотрового курсора по тексту;
  • Читать форматирование текста, Insert +F.
    Читает форматирование текста в текущей позиции просмотрового курсора. Двойное нажатие представляет эту информацию в режиме обзора;
  • Выделить, затем копировать от позиции просмотрового курсора, Insert +F9.
    Проще говоря, отметить начало фрагмента;
  • Выделить, затем копировать до позиции просмотрового курсора,Insert +F10.
    Если нажато один раз, выделяет текст от начала фрагмента, вплоть до текущей позиции просмотрового курсора. Если нажато дважды, копирует его в буфер обмена;

Находясь на уровне Рабочего стола, можно передвигаться в режиме экранной навигации, как это описано выше, а можно переключить режим и перемещаться в режиме объектной навигации. То есть двигаться по цепочке отдельных взаимосвязанных объектов: ссылок в меню, кнопок и тому подобного. Часто эти объекты для просмотрового курсора недоступны, но добраться до них чаще всего можно.

Режим навигации по объектам

Раздел 5.4. Руководства пользователя.

Сначала процитирую написанное из скачанного в интернете:

Некоторые объекты, такие как строка меню, могут состоять из множества других. Говоря технически, строку меню можно назвать родительским объектом, а пункты меню в нем (такие как Файл, Правка и т. д. ) — дочерними объектами.

К объектам, которые находятся на одном уровне иерархии, можно обращаться как к следующему и предыдущему.

Вернемся к примеру со строкой меню. Объект строка меню является родителем для объектов Файл , Правка , Вид .

Но, в свою очередь, объект Файл есть родитель для множества элементов: открыть , сохранить , создать и т. д. Эти подпункты меню можно назвать дочерними для объекта Файл.

А теперь попробую то же самое изложить своими словами.

Допустим, находясь на Рабочем столе, мы запустили сразу три программы: редактор, браузер и проигрыватель, – и расположили их окна рядом.

Это как бы мамы: окно редактора, окно браузера и окно проигрывателя.

В каждом окне есть строка меню, строка состояния и другие элементы окна, в зависимости от вида программы. Это как бы дочки родительского окна.

На одном уровне мы можем перемещаться от объекта к объекту, от дочки к дочке, но только под одним родителем, под одной мамой.

А у каждой дочки есть свои элементы, к которым можно перейти уже от них. Это как бы внучки по отношению к родительскому окну программы.

Спустившись на уровень внучек, можно будет перемещаться уже между ними.

У внучек тоже могут быть связанные с ними объекты, и так далее, и тому подобное.

Не задумались, почему есть возможность перемещаться от мамки к мамке, то есть между открытыми окнами программ? А такая возможность есть потому, что они тоже в данном случае дочерние объекты своего главного родителя — Рабочего стола.

Переходы между объектами различных уровней

Представим, что содержимое одного из этих окон нам недоступно, например, исследуем недоступный браузер, а нужно сохранить открытую в нём страницу.

Чтобы перейти глубже, от дочки к внучке, то есть от меню Файл к подменю Сохранить как, мы должны:

  • Найти на Рабочем столе окно браузера;
  • перейти к дочернему объекту этого окна, к то есть строке меню;
  • перейти по строке меню к её дочернему объекту, меню Файл;
  • от объекта файл перейти к его дочернему объекту, Сохранить как.

Это и есть «Объектная навигация», то есть мы исследуем и находим взаимосвязи между отдельными объектами, которые заданы программистом, автором программы.

Что такое объектная навигация?

Вот ещё одна цитата:

Объектная навигация — это основной способ перемещения по окнам или, другими словами, исследования, если говорить о работе с NVDA. Она дает возможность пользователю найти нужный ему объект, не перемещая фокуса, или получить доступ к объекту, на котором нельзя установить курсор с помощью клавиш перемещения курсора.

Вы можете двигаться от родительского объекта к дочернему и наоборот, а также к предыдущему/следующему объекту одного уровня.

Изучение объектов программы Блокнот

Важно! Работа возможна только при работе в учётной записи с правами администратора. При работе с ограниченными правами многое из ниже описанного недоступно.

Конспект из лекции Романа Романенко.

Всё описано только для наглядности использования объектной навигации, потому что окно программы Блокнот доступно без всяких ухищрений.

Запускаем Блокнот.

Жмём Insert +серая5, прозвучит: Текстовый редактор, редактор многострочный.

Удерживая клавишу Insert, нажимаем цифру серая4, прозвучит: Приложение строка меню. Это название объекта, а дальше прозвучит пояснение, что с ним можно сделать. Повторяя это действие, можно изучить, какие объекты доступны на этом уровне, а Insert +серая6 позволит вернуться к ранее изученным объектам.

Если выйти на уровень выше, Insert +серая8, то прозвучит: Безымянный Блокнот окно, то есть вышли на родительский объект Окно.

Ещё выше будет родительский объект Рабочий стол. На этом уровне этот объект один.

Чтобы посмотреть все дочерние объекты Рабочего стола, жмём Insert +серая2, и перемещаясь клавишами 4 и 6, при удерживаемой клавише Insert, можем посмотреть эти объекты. При этом будут озвучиваться все объекты, в том числе и скрытые. Они могут как иметь названия, так и озвучиваться как неизвестные.

Вернёмся к окну Блокнота и опустимся на уровень ниже, команда Insert +серая2.

Найдём объект Строка состоянии и опустимся на уровень ниже. Тут можно, перемещаясь по этому уровню, детально ознакомиться с дочерними объектами строки состояния.

Выйдем на уровень выше и найдём объект Строка меню.

Опустимся на уровень ниже и перейдём к объекту Правка. Нажмём Insert +Enter, и, в данном случае, ничего не происходит.

При этом NVDA может не озвучивать того, что реально происходит: может быть, открылось новое окно или какой-то дочерний объект. Всё это можно узнать только исследуя все уровни как ниже, так и выше.

Вернёмся к объекту Правка и активируем его с помощью указателя мыши (физически мышь не нужна).

Для этого приводим указатель мыши к этому объекту командой Insert +серая косая черта. Чтобы текст под курсором гарантировано произносился, должно быть включено отслеживание указателя мыши, команда Insert +M (русская буква Ь).

Затем делаем левый клик мыши, то есть просто нажмём серую косую черту, без клавиши Insert.

Теперь пройдёмся по этому уровню и обнаружим, что дочерние объекты объекта Правка находятся на том же уровне, что и объект Окно, и другие объекты Рабочего стола, то есть вложенные меню возникли вне объекта Окно блокнота.

Такие неожиданности нужно учитывать, когда вы будете изучать иерархию объектов других программ.

Обычно окна программ изучают, пользуясь всеми способами навигации, не останавливаясь только на одном. То есть в данном случае, когда объект имеет вложенные меню, можно было сразу открыть его стрелками.

Ещё можно для активации объектов воспользоваться быстрыми клавишами, которые могут читаться в подсказках к объекту.

Полезные возможности объектной навигации в NVDA

Ниже приведены полезные особенности объектной навигации, реализованные в NVDA.

  • Когда вы используете объектную навигацию, фокус не изменяется вслед за навигатором, что может быть полезно при просмотре открытого документа и одновременной работе в другом приложении. NVDA дает возможность осуществить это без переключения между окнами;
  • Вы можете активировать объект при помощи NVDA +Enter на цифровом блоке, даже если фокус находится в другом месте;
  • Вы можете узнать размеры и размещение объекта на экране при помощи NVDA+shift+5 на цифровом блоке;

Какие недостатки у объектной навигации?

При помощи этого метода можно получить доступ к названию и состояниям конкретных объектов только, если они были правильно установлены.

К примеру, названия некоторых пунктов меню могут быть недоступны, так как программист не установил для них корректного имени.

Для того, чтобы получить доступ к таким неправильным объектам, нужно использовать видеоперехват, а этой функции в NVDA пока нет, но есть в Jaws. Так что для некоторых случаев неплохо иметь второй чтец экрана, пусть даже в демо-режиме.

От себя добавлю, что за 40 минут вполне можно успеть решить возникшие проблемы, с которыми не справился NVDA.

Клавиатурные команды для объектной навигации

Навигация по объектам производится с помощью клавиш дополнительного цифрового блока, что расположен справа, от основной клавиатуры. Если такого блока нет, то управление также возможно, просто клавиши будут другие, но для ясности восприятия мы сегодня их не обсуждаем. Если вам нужно работать с ноутбуком, то присоедините к нему стандартную клавиатуру или изучите сами в справочных материалах NVDA нужные команды, вводимые без цифрового блока.

В качестве основной клавиши управления я указал Insert, но это если клавиши команд нажимать одной рукой. Если CapsLock включена как клавиша-модификатор, то можно команды давать двумя руками, что конечно же, удобнее.

Итак, поехали:

  • Читать текущий объект, серая 5.
    Читает текущий объект навигатора. Двойное нажатие произносит эту информацию посимвольно, а тройное нажатие копирует имя и значение объекта в буфер обмена, Если же объектом является слово в тексте, именно в режиме обзора, то при тройном нажатии не копирует, а прочитывает слово фонетически;
  • Перейти на родительский объект, Insert +серая 8.
    Если вы находитесь на каком-то уровне, то это движение вверх, то есть переход на один уровень вверх, от дочки к мамке;
  • Перейти на первый дочерний объект, Insert +серая 2.
    А это движение на уровень вниз, от мамки к дочке, или дочки к внучке;
  • Перейти на предыдущий объект, Insert +серая 4.
    Переход по объектам одного уровня, то есть перейти на дочку слева;
  • Перейти на следующий объект, Insert +серая 6.
    Перейти к следующей дочке;
  • Перейти на объект в фокусе, Insert +Серый Минус.
    Устанавливает навигатор на объект в системном фокусе и просмотровый курсор в позицию системной каретки в этом объекте, если это возможно;
  • Активировать текущий объект навигатора, Insert +серый Enter.
    Когда перешли на объект, например на кнопку и нужно её нажать, то есть активировать;
  • Переместить системный фокус или каретку в текущую позицию просмотрового курсора, Insert +Shift +серый Минус.
    Одиночное нажатие перемещает системный фокус на текущий объект навигатора, двойное нажатие перемещает системную каретку в позицию просмотрового курсора;
  • Читать расположение просмотрового курсора, Insert +серый Delete.
    Читает информацию о положении текста или объекта под просмотровым курсором. Например, сюда может включаться информация о положении курсора в документе в процентном соотношении, расстояние от края страницы или же точное положение курсора на экране. Двойное нажатие может сообщить более детальную информацию;

Навигация с помощью мыши

Когда вы перемещаете мышь, NVDA по умолчанию читает текст расположенный непосредственно под указателем мыши. Там где это поддерживается, NVDA читает близлежащий абзац, хотя есть элементы управления, текстовое содержимое которых возможно прочитать только по строкам.

NVDA также может быть настроена таким образом, чтобы она называла тип объекта под указателем мыши (например список, кнопка и т.д.). Это может быть полезно для тотально незрячих пользователей, когда для полной информации получить просто текст недостаточно.

При помощи звуковых сигналов NVDA помогает пользователю определить координаты указателя мыши относительно размеров экрана. Чем выше расположен указатель мыши на экране, тем выше частота сигнала. Чем левее или правее расположен указатель мыши на экране, тем левее или правее будет звучать в панораме сигнал (предполагается, что у пользователя стереоколонки или наушники).

По умолчанию такая дополнительная возможность мыши в NVDA отключена. Если вы хотите воспользоваться этой возможностью, вы можете настроить её в категории настроек мыши, в диалоге настроек NVDA. Этот диалог вызывается из подменю «Параметры» главного меню NVDA.

В NVDA доступны следующие клавиатурные команды для работы с мышью, хотя для перемещения указателя мыши используется физическая мышь или трэкпад (или тач пад — площадка, по которой ведут пальцем для управления мышью):

  • Выполнить щелчок левой кнопкой мыши, серая косая черта.
    Выполняет одиночный щелчок левой кнопкой мыши. Чтобы выполнить двойной щелчок нажмите эту кнопку дважды быстро;
  • Зажать или отпустить левую кнопку мыши, Shift +серая косая черта.
    Зажимает левую кнопку мыши. Нажмите ещё раз, чтобы отпустить эту кнопку. Для перетаскивания мышью зажмите левую кнопку мыши, а затем перемещайте мышь либо физически, либо используйте другие команды для ее перемещения;
  • Выполнить щелчок правой кнопкой мыши, серая звёздочка.
    Выполняет одиночный щелчок правой кнопкой мыши;
  • Зажать или отпустить правую кнопку мыши, Shift +серая звёздочка.
    Зажимает правую кнопку мыши. Нажмите ещё раз, чтобы отпустить эту кнопку. Для перетаскивания мышью зажмите правую кнопку мыши, а затем перемещайте мышь либо физически, либо используйте другие команды для ее перемещения;
  • Переместить мышь к текущему объекту навигатора, Insert +серая косая черта.
    Перемещает указатель мыши в позицию текущего объекта навигатора и просмотрового курсора;
  • Переместить навигатор на объект под указателем мыши, Insert +серая звёздочка.
    Устанавливает навигатор на объект под указателем мыши и читает его;

Распознавание экрана, окна или объекта

Если окно или отдельный элемент имеет текст, но этот текст не прочитывается чтецом, можно попытаться распознать встроенным в Windows средством.

Чтобы распознать с помощью Windows 10 OCR, нажимайте NVDA+r.

Распознанный текст можно не только прочитать, но и скопировать.

О настройке параметров распознавания прочитайте в разделе Руководства пользователя 9.1.

Если у окна совсем нет читаемого заголовка

Бывает такая ситуация, но кое-что всё же об этом окне можно узнать.

когда фокус NVDA будет как раз на этом неизвестном окне, нажать INSERT+CONTROL+F1 и узнать имя файла процесса окна, а это уже даёт зацепку, в какую сторону копать, можно выяснять, какое приложение запустило это окно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.